История декоративной косметики
Тулуз-Лотрек Женщина, ухаживающая за лицом (1889)
Современники, говоря об истории декоративной косметики (макияж или мэйкап), «примеривают» ее к нашему времени, и все объяснения строятся на современном видении роли косметики в жизни человека. Древнеегипетские изображения фараонов с подведенными глазами для современного человека говорят о «кокетстве» и выглядят как желание фараона «понравиться» своим поданным. Как будто фараон был не правителем огромных земель, а современной моделью, позирующей перед фотокамерами. На самом деле — подведение глаз было необходимым атрибутом выживания и защиты от злых сил. Подводя глаза, древние египтяне отгоняли злых духов, которые, как он исчитали, имеют обыкновение проникать в душу человека через глаза. Масляные ароматные конусы, которые древние египтяне носили на голове, также не имели никакого отношения к косметике или парфюмерии. Живя во влажном и жарком климате, древние таким способом защищались от лучей палящего солнца и насекомых.
Жители Древнего Рима хорошо разбирались в искусстве макияжа. Они активно использовали kohl (уголь) в качестве краски для век, фукус (focus), в основном красного цвета, — для щек и губ, воск — в качестве средства для удаления волос, ячменную муку и масло — для удаления прыщей, а пемзу — для отбеливания зубов. Они также красили волосы в черные или светлые цвета в зависимости от веяний моды.
Поэтому то, что мы сейчас привыкли видеть в виде косметики, то есть в качестве средств для улучшения внешнего вида, появилось сравнительно недавно, чуть больше полутора тысяч лет назад. Древние греки — любители и ценители ароматов и косметики, именно они возродили древнеегипетские традиции разрисовывать лицо, но уже не как нечто жизненно важное, а исключительно в эстетических целях. К 4 веку нашей эры греки снимали волосы с тела, подводили брови, накладывали на лица тональные кремы белого цвета, красили губы, чистили зубы, жевали жвачки и окрашивали волосы в золотистые цвета. Вслед за ними другие народы занялись украшением внешнего вида. Сейчас мы называем этот процесс «макияжем» или «нанесением декоративной косметики».
В Европе в средневековый период было модно иметь бледные лица. Богатые люди, которым не было нужды работать на открытом воздухе и подвергать свои лица загару, подчеркивали свое благосостояние именно тем, что имели бледный цвет лица. Испанские проститутки, наоборот, красили лица в розовый цвет, подчеркивая тем самым свое отличие от бледнолицых женщин высшего общества. В XIII веке женщины, относившиеся к королевскому роду, пользовались губной помадой розового цвета для демонстрации их принадлежности к высшей власти.
В эпоху Итальянского Ренессанса у женщин было в моде красить лица свинцовыми белилами. Разумеется, свинец вреден для здоровья людей, но в отличие от мышьяковой пудры, он не использовался в качестве отравляющего вещества. В то время в Италии была широко известна пудра под названием «Аква Тоффана» (Aqua Toffana), названная так по имени ее создательницы — синьоры Тоффаны. Эта пудра предназначалась только для женщин из богатых семей. В контейнере с пудрой находилось приглашение клиентке посетить синьору Тоффану для получения инструкций по применению пудры. Во время визита женщины, синьора Тоффана ей объясняла, что пудрить щеки следует только тогда, когда муж находится рядом, и никак иначе. В результате, при содействии синьоры Тоффаны шестьсот мужей отправились в мир иной и столько же «несчастных» вдов, продолжали здравствовать на грешной земле.
В Англии Елизаветинской эпохи косметика считалась вредной для здоровья, поскольку бытовало мнение, что она не позволяет влаге испаряться естественным способом и препятствует нормальному выходу энергии. В период Французской Реставрации XVIII века красные румяна и губная помада олицетворяли собой страсть, неистовство, а их обладатели считались здоровыми жизнерадостными людьми. Так обстояло дело во Франции, однако, многие люди в других странах негативно относились к чрезмерному пользованию косметикой. Нередко высказывались мнения, что накрашенные французы вызывают отвращение, поскольку им есть что скрывать.
В XIX веке декоративная косметика постепенно стала входить в повседневный обиход, то это были уже средства естественных тонов, при помощи которых лицам придавался здоровый румяный цвет. Но и тогда чрезмерное использование косметики воспринималось негативно и рассматривалось как греховное.
Викторианское бледное лицо оставалось в моде до 20-х годов XX века, вплоть до того времени, когда началось массовое производство и повсеместная торговля косметическими средствами. В 60-х годах XX века произошел крутой поворот в декоративном оформлении лица: вместо белых губ и египетского разреза глаз в моду вошли фантастические образы, например, нарисованная на лице бабочка. Такое «украшение» было в чести во время загородных прогулок высшего светского общества. Вплоть до конца 70-х, начала 80-х годов ХХ века в моде оставались облики с ярко выраженной подводкой глаз самых разных цветов и оттенков.